|
|
Муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования Билибинский муниципальный район на 2015 – 2020 годы» |
|
|
|
Утверждена Постановлением Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от 17 февраля 2015 года № 84
Муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования Билибинский муниципальный район на 2015 – 2020 годы»
Паспорт Муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Билибинского муниципального района на 2015 – 2020 годы» (далее – Программа)
Ответственный исполнитель Программы Управление промышленной и сельскохозяйственной политики, Управление социальной политики Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район
Соисполнители Программы Отсутствуют
Участники Программы Отсутствуют Программно-целевые инструменты Программы Программа не содержит ведомственные целевые программы Цель Программы Создание комфортных условий для жизнедеятельности в сельской местности Задачи Программы - удовлетворение потребностей в благоустроенном жилье населения, проживающего в сельских поселениях Билибинского муниципального района, в том числе молодых семей и молодых специалистов; - реализация общественно значимых проектов в интересах сельских жителей Билибинского муниципального района с помощью грантовой поддержки
Целевые индикаторы (показатели) Программы
- ввод (приобретение) жилья для граждан сельских поселений, проживающих в Билибинском муниципальном районе, в том числе для молодых семей и молодых специалистов; - реализация проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельских поселениях Билибинского муниципального района
Сроки и этапы реализации Программы 2015-2020 годы (без разделения на этапы) Объёмы финансовых ресурсов Программы Всего по Подпрограмме 13299,6 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета – 6020,1 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году – 1836,6 тыс. рублей; в 2016 году – 1786,3 тыс. рублей; в 2017 году – 599,3 тыс. рублей; в 2018 году – 599,3 тыс. рублей; в 2019 году – 599,3 тыс. рублей; в 2020 году – 599,3 тыс. рублей; средства окружного бюджета – 2563,7 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году – 787,2 тыс. рублей; в 2016 году – 784,9 тыс. рублей; в 2017 году – 256,9 тыс. рублей; в 2018 году – 256,9 тыс. рублей; в 2019 году – 256,9 тыс. рублей; в 2020 году – 256,9 тыс. рублей; средства местного бюджета – 2278,4 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году – 1178,4 тыс. рублей; в 2016 году – 1100,0 тыс. рублей; в 2017 году – 0 тыс. рублей; в 2018 году – 0 тыс. рублей; в 2019 году – 0 тыс. рублей; в 2020 году – 0 тыс. рублей; прочие внебюджетные источники – 2437,4 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году – 486,9 тыс. рублей; в 2015 году – 482,9 тыс. рублей; в 2016 году – 366,9 тыс. рублей; в 2017 году – 366,9 тыс. рублей; в 2018 году – 366,9 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы - улучшение жилищных условий 18 сельских семей, в том числе 18 молодых семей и молодых специалистов; - реализация трех проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности
I. Содержание задачи и обоснование необходимости ее решения программным методом Главной целью социально-экономической политики, проводимой в муниципальном образовании, является обеспечение устойчивого развития Билибинского муниципального района и последовательное повышение благосостояния его жителей. Никакой экономический рост невозможен без социального развития территории и удовлетворенности населения качеством жизни. Необходимо решать целый ряд серьезных задач по повышению благосостояния жителей района, сохранению социальной стабильности и динамичному развитию района. Территорию Билибинского муниципального района составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений и другие земли в границах муниципального района независимо от форм собственности и целевого назначения. В настоящее время Билибинский район – второй по размеру район Чукотки, его площадь составляет 174652 кв.км или 23,7% территории Чукотского автономного округа. В состав Билибинского района входят сельские поселения Анюйск, Илирней, Омолон, Островное. Плотность населения района исключительно мала и составляет 0,045 чел. на 1 кв.км. По состоянию на 1 октября 2014 года в районе проживает 7 899 человек, из них 1946 человек (25%) в сельской местности. Средний возраст населения 34,1 года, в том числе мужчин -33,4 года, женщин -34,9 года. Проживание населения в сельских поселениях муниципальных образований характеризуется двумя формами функционирования: - стационарная с постоянным видом проживания (село); - мобильная с временным видом проживания (муниципальные сельхозпредприятия, бригады, перевалочные базы). При чем, мобильная форма проживания характерна для лиц, занимающихся оленеводством. На территории района осуществляют свою деятельность пять муниципальных предприятий сельскохозяйственной отрасли: из них четыре оленеводческих хозяйств по производству мяса (МП СХП БМР «Тополевое» в с. Илирней, МПСХП БМР «Островное» в с. Островное, МП СХП БМР «Озерное» в с. Анюйск, МП СХП БМР «Олой» в с. Омолон) и одно предприятие, занимающееся выращиванием овощных культур в закрытом грунте (МП БМР ОФ «Росинка» в г. Билибино). Профилирующей отраслью является животноводство.
Основные показатели муниципальных предприятий сельхозтоваропроизводителей Билибинского муниципального района по состоянию на 01.01.2015 Наименование Ед. изм. МП СХП Билибинского муниципального района «Озёрное» МП СХП Билибинского муниципального района «Олой» МП СХП Билибинского муниципального района «Островное» МП СХП Билибинского муниципального района «Тополевое» Среднегодовая численность работников чел. 53 73 51 18 Фонд оплаты труда млн. руб. 15,04 20,3 16,5 5,2 Средняя заработная плата работников тыс. руб. 23,60 23,20 26,70 23,90 Объем доходов – всего, в т.ч.: млн. руб. 26,30 34,1 27,7 6,2 собственных млн. руб. 4,3 5,9 4,3 0,5 субсидии – всего млн. руб. 22,0 28,2 23,4 5,7 Численность оленепоголовья гол. 7391 7707 6398 1828 Выручка от реализации продукции оленеводства, тысяч рублей млн. руб. 4,3 4,7 4,3 0,4 Производство (выращивание) мяса в живом весе центнер 223,3 361,6 324,4 -96,8 Производство оленей на убой в живом весе тонн 39,1 39,1 60,9 6,4 Предприятия, относящиеся к сельскохозяйственной отрасли, ориентированы преимущественно на внутренний спрос и имеют стратегическое значение для экономики района. Намеченные планы по наращиванию поголовья оленей и производству оленей на убой в сельскохозяйственных предприятиях не выполняются, что обусловлено рядом факторов: острый недостаток и старение кадров, как специалистов, так и оленеводов, отсутствие интереса молодого поколения к традиционному хозяйствованию; низкие качественные показатели оленеводства - сохранность взрослого поголовья северных оленей, деловой выход телят, реализация животных на убой с низкими весовыми показателями; недостаток современных убойных цехов и мощностей по глубокой переработке продукции оленеводства; отсутствие системной организации уничтожения волков на маршрутах оленеводческих бригад; сложное финансовое положение сельскохозяйственных организаций, которое не позволяет обеспечивать развитие за счет собственных средств, а также ограничивает их возможности по привлечению и обслуживанию заемных средств. Сельское хозяйство является главной сферой приложения труда коренных народов района, составляет материальную основу воспроизводства и поддержания их традиций, культуры, менталитета и других фундаментальных основ этноса и духовности. Незначительность экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Уровень заработной платы в сельском хозяйстве района, как и округа в целом, на протяжении многих лет остается самым низким среди отраслей экономики района. Отсутствие элементарных бытовых условий при ведении деятельности в кочевом режиме, наряду с оплатой труда оленеводов, делают этот труд непривлекательным. Происходит отток работников оленеводства в сельские населенные пункты, а также в районный центр. Оттоку сельского населения в город также способствует крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности. Сферой реализации муниципальной программы являются условия жизнедеятельности в сельской местности (уровень социальной и инженерной инфраструктуры, доступность), демография, занятость и миграция сельского населения, развитие институтов гражданского сообщества в сельской местности. Основными причинами сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии сел являются: слаборазвитая транспортная инфраструктура; медленный рост экономики и доходов сельского населения; снижение образовательного уровня занятых в экономике района;
труднодоступность квалифицированной медицинской помощи в периферийных районах, удорожание коммунальных услуг, давняя проблема ветхого и аварийного жилья, не решаемая при отсутствии жилищного строительства в районе. Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как жилищное строительство в муниципальном образовании не ведется. В сельских поселениях Билибинского муниципального района в основном 1-2 этажные дома деревянные и из бруса. Жилищный фонд сельских поселений Билибинского муниципального района составляет 48900 кв. м. общей полезной площади квартир, в котором проживают 1987 человек. Муниципальный фонд составляет 37,19 тыс.кв.м., или 12,5% от всего жилищного фонда Билибинского муниципального района. В частной собственности находится 11,71 тыс.кв.м., или 8,4%. По состоянию на 1 января 2015 года признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, 105 сельских семей, из них 14 молодых семей и молодых специалистов.
Характеристика жилищного фонда Билибинского муниципального района по состоянию на 01.01.2015
Наименование показателей Общая площадь жилых помещений – всего, тыс. м2 в том числе в жилых домах (индивидуально – определенных зданиях)*) в многоквартирных жилых домах Жилищный фонд-всего 48,9 8,1 40,8 В том числе в собственности: частной 11,71 3,8 7,9 из нее: граждан 11,7 4,0 7,9 юридических лиц 0 0 0 государственной 1,4 0,4 1,0 муниципальной 42,8 0,7 42,1 другой (бесхозяйный) 0 0 0 Жилищный фонд по цели использования: социального использования специализированный 0 0 0 из него служебные жилые помещения 2,7 0 2,7 общежития 2,2 0 2,2 индивидуальный 0 0 0 коммерческого использования 0 0 0
Характеристика жилищного фонда по уровню обеспеченности на каждого жителя
Населенный пункт Общая полезная площадь жилых помещений, м2 на 01.01.2015 Жилищная обеспеченность, м2/чел. Население в муниципальном фонде чел. с.п. Анюйск 11500 18,1 400 с.п. Илирней 5400 14,9 255 с.н.п. Кепервеем 12000 31,1 357 с.п. Омолон 13400 11,7 443 с.п. Островное 6600 12,8 295 Итого по району 48900 1750
Уровень благоустройства жилищного фонда
Благоустроенность жилищного фонда Анюйск Илирней Кепервеем Омолон Островное ВСЕГО Общая полезная площадь жилых помещений, м2 11500 5400 12000 13400 6600 48900 Количество чел. проживающих в мун. жилищном фонде 400 255 357 443 295 1750 Количество чел. проживающих в частном жилищном фонде 51 2 72 102 29 256 Общая площадь (м2), оснащенная: центральном отоплении, 9900 5400 11100 9100 6100 41600 печным отоплением 1600 0 0 4100 300 6000 электроэнергией 9626,5 5013,7 11000,9 12266,4 6030,8 43938,3 холодным водоснабжением 11500 5400 10800 8900 6200 42800 горячем водоснабжением 0 5400 11700 7900 0 25000 привозной водой 25,2 0 288,3 6391 61,0 6765,5 централизованной канализацией 6400 5400 0 0 0 11800 очисткой выгребных ям 3500 0 10900 6200 5500 26100 Количество (чел)проживающих в домах оснащенных: центральным отоплением 449 257 427 519 334 1986 печным отоплением 2 0 0 132 0 134 электроэнергией 449 257 429 545 335 2015 канализацией 336 0 0 0 0 336 очисткой выгребных ям 115 233 410 346 285 1389 Благоустроенном мун. жилищном фонде 0 257 0 0 0 257 неблагоустроенном мун. жил. фонде 451 0 257 429 324 1461 Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городской территорией, успешное решение стратегических задач по наращиванию экономического потенциала агропромышленного комплекса в сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и социальной сфере села, с привлечением средств государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подкреплена: взаимосвязью целевых установок устойчивого развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития региона в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики; долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению; высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующим привлечения средств государственной поддержки. В связи с этим устойчивое развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений Государственной программы, инструментом реализации которых является настоящая программа.
II. Основные цели и задачи Программы Программа направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских поселений Билибинского муниципального района посредством достижения следующей цели: - создание комфортных условий для жизнедеятельности в сельской местности. Основными задачами Программы являются: - удовлетворение потребностей в благоустроенном жилье населения, проживающего в сельских поселениях Билибинского муниципального района, в том числе молодых семей и молодых специалистов; - реализация общезначимых проектов в интересах сельских жителей Билибинского муниципального района с помощью грантовой поддержки. Достижение цели Программы предусматривается осуществлять с учетом использования механизмов государственно-частного партнерства и привлечения внебюджетных источников для финансирования мероприятий Программы, включая средства населения и организаций.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2015-2020 годы (без разделения на этапы).
IV. Система программных мероприятий Программы
В состав Программы включены следующие мероприятия: 1. Улучшение жилищных условий населения, проживающего в сельских поселениях Билибинского муниципального района, в том числе молодых семей и молодых специалистов. 2. Грантовая поддержка местных инициатив жителей сельских поселений Билибинского муниципального района. В частности: - благоустройство детской площадки в сельском поселении Омолон, для обеспечения детей местом для отдыха и досуга. Удовлетворение запросов и потребностей детей, родителей и населения в эстетично оформленной территории для игр, отдыха и познавательной деятельности; - проведение фестиваля межэтнической культуры «Реки дружбы» в сельском поселении Анюйск, с целью сохранения, развития и популяризации нематериальных культурных ценностей народов Севера. В рамках указанных мероприятий предусматривается организация участия Билибинского муниципального района в аналогичных всероссийских мероприятиях, предусмотренных в Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Система мероприятий Программы с указанием объёмов и источников финансирования определена в приложении к настоящей Программе.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, окружного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников в сумме 13299,6 тыс. руб. , из них по годам: в 2015 году – 1836,6 тыс. рублей; в 2016 году – 1786,3 тыс. рублей; в 2017 году – 599,3 тыс. рублей; в 2018 году – 599,3 тыс. рублей; в 2019 году – 599,3 тыс. рублей; в 2020 году – 599,3 тыс. рублей; средства окружного бюджета – 2563,7 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году – 787,2 тыс. рублей; в 2016 году – 784,9 тыс. рублей; в 2017 году – 256,9 тыс. рублей; в 2018 году – 256,9 тыс. рублей; в 2019 году – 256,9 тыс. рублей; в 2020 году – 256,9 тыс. рублей; средства местного бюджета – 2278,4 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году – 1178,4 тыс. рублей; в 2016 году – 1100,0 тыс. рублей; в 2017 году – 0 тыс. рублей; в 2018 году – 0 тыс. рублей; в 2019 году – 0 тыс. рублей; в 2020 году – 0 тыс. рублей; прочие внебюджетные источники – 2437,4 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году – 486,9 тыс. рублей; в 2015 году – 482,9 тыс. рублей; в 2016 году – 366,9 тыс. рублей; в 2017 году – 366,9 тыс. рублей; в 2018 году – 366,9 тыс. рублей
Средства федерального и окружного бюджетов предоставляются в форме субсидии муниципальному бюджету на финансирование мероприятий по предоставлению социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на приобретение (строительство) жилья, и подлежат ежегодной корректировке. При реализации Программы в установленном порядке могут быть использованы внебюджетные средства (собственные и заемные средства молодых семей и другие).
VI. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться из бюджетных ассигнований бюджета Билибинского муниципального района. Выделение бюджетных ассигнований ответственному исполнителю будет осуществляться в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Билибинского муниципального района, лимитами бюджетных обязательств, объемами финансирования муниципальной Программы на соответствующий год, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления Билибинского муниципального района.
VII. Перечень целевых индикаторов и показателей Программы
Для оценки достижения поставленных целей предусмотрена система целевых индикаторов и показателей. № п/п Наименование Един. измер. 2014 (базовый) Прогноз по годам реализации Программы 2015 2016 2017 2018 2019 2020 1 Создание комфортных условий жизнедеятельности в Билибинском муниципальном районе 1.1 Улучшение жилищных условий в сельских поселениях Билибинского муниципального района 1.1.1 Количество сельских семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий (на конец года) - всего ед. 105 102 100 97 94 91 88 в том числе молодых семей и молодых специалистов ед. 14 11 98 95 92 89 86 1.1.2. Ввод (приобретение) жилья для жителей, проживающих в сельских поселениях - всего тыс.кв.м. 648,0 108,0 108,0 108,0 108,0 108,0 108,0 в том числе для молодых семей и молодых специалистов тыс.кв.м. 0 108,0 108,0 108,0 108,0 108,0 108,0 1.1.3. Количество сельских семей, улучшивших жилищные условия -всего ед. 18 3 3 3 3 3 3 в том числе молодых семей и молодых специалистов ед. 18 3 3 3 3 3 3 2. Реализация проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельских поселениях Билибинского муниципального района 2.1. Количество реализованных проектов местных инициатив ед. 3 2 1 0 0 0 0 2.2. Число жителей, принявших участие в реализации проектов местных инициатив чел. 757 558 199 0 0 0 0
Реализация мероприятий Программы обеспечит: - улучшение жилищных условий сельских семей, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - около 18 семей и введение (приобретение) 648 кв.м. жилья; - обеспечение детей местом для отдыха и досуга. Удовлетворение запросов и потребностей детей, родителей и населения в эстетично-оформленной территории для игр, отдыха и познавательной деятельности; - сохранение, развитие и популяризация нематериальных культурных ценностей народов Севера.
VIII. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Координация и контроль выполнения мероприятий Программы осуществляется Управлением промышленной и сельскохозяйственной политики Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, а также Управлением социальной политики. Администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район в срок до пятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, а также до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, подготавливает и направляет в Управление финансов, экономики и имущественных отношений Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район отчет о ходе реализации Программы.
Приложение к Программе «Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования Билибинский муниципальный район на 2015-2020 годы»
Перечень мероприятий Программы «Устойчивое развитие сельских территорий Билибинского муниципального района на 2015-2020 годы»
№ п/п Наименование направления, раздела, мероприятия Период реализации мероприятий (годы) Объём финансовых ресурсов, рублей Ответственный исполнитель, соисполнители, участники всего в том числе средства: Федерального бюджета Окружного бюджета Местного бюджета прочих внебюджетных источников 1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности - всего 2015-2020 7338,6 3595,8 1541,4 0 2201,4 Департамент сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа 2015 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 2016 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 20017 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 2018 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 2019 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 2020 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 в том числе молодых семей и молодых специалистов 2015-2020 7338,6 3595,8 1541,4 0 2201,4 Департамент сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа 2015 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 2016 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 2017 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 2018 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 2019 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 2020 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 2. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности 2015-2020 5 961,0 2424,3 1022,3 2278,4 236,0 Департамент сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа 2015 3066,0 1237,3 530,3 1178,4 120,0 2016 2895,0 1187,0 492,0 1100,0 116,0 2017 0 0 0 0 0 2018 0 0 0 0 0 2019 0 0 0 0 0 2020 0 0 0 0 0 2015-2020 13299,6 6020,1 2563,7 2278,4 2437,4 3. 2015 4289,1 1836,6 787,2 1178,4 486,9 Всего по Программе 2016 4118,1 1786,3 784,9 1100,0 482,9 2017 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 2018 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 2019 1223,1 599,3 256,9 0 366,9 2020 1223,1 599,3 256,9 0 366,9
|
|
|
|
|
|
|